Школа природы: вопросы обучения и понимания

История взаимоотношений человека и животных насчитывает тысячелетия, однако подлинное понимание их внутреннего мира, ещё не полностью доступного нам, стало формироваться относительно недавно.
Эта сложная дорога от простого приручения к глубокому осмыслению поведенческих мотивов была вымощена совместными эволюционными процессами, в основе которых лежала не только целесообразность, но и стремление к диалогу с иными формами жизни.
Стремясь к сотрудничеству
Изначально приручение диких животных, в основном копытных – что оказались одомашнены еще в эпоху неолита – было обусловлено скорее утилитарными потребностями.
Однако со временем человек стал всё глубже погружаться в понимание бескрайнего мира столь непохожих на нас существ, и изучение дало свои плоды.
Современная зоопсихология, основы которой заложил Конрад Лоренц в середине 20-ого века, пришла в том числе к выводу, что эффективное обучение должно строиться не на подавляющей волю дрессировке, а на позитивном подкреплении.
Импринтинг, или иными словами запечатление – метод обучения, при котором у субъекта (будь то подрастающий ребенок или же животное с гибкой психикой) откладываются в памяти признаки объектов, формуруя на их основе поведенческие паттерны.
Исследования показывают, что, допустим, представители семейства оленевых, вопреки стереотипу о пугливости, способны к сложным формам ассоциативного обучения при корректном подходе животновода к данному вопросу. Лани превосходно различают тембр голоса и интонации, а их реакция на ответственного за приручение и обучение базируется на доверительных отношениях, где каждая успешная команда подкрепляется лакомством.
Подобные методики были сформулированы и предложены выдающимся бихевиористом своего времени Берресом Скиннером, чьи работы с 1948 по 1974 года развили и наше общение с бессловесным миром дикой природы.
Невербальная коммуникация

Глубина понимания психологии животных невозможна без дешифровки их собственного языка. Ощутимую часть которого составляют невербальные сигналы.
Например, положение ушей и хвоста у копытных, малозаметное для стороннего наблюдателя, передает богатейший спектр эмоций – от расслабленного любопытства до напряженной тревоги.
Также важнейшим каналом информации в дикой природе, как широко известно, стали феромонные сигналы, управляющие социальным поведением и обозначающие границы индивидуального пространства.
Научные достижения в области этологии, систематизировались в трудах и открытиях таких учёных, как Карл Риттер фон Фриш, расшифровавшего язык пчел. Это в свою очередь позволило создать детальные этограммы — каталоги поведенческих актов, что послужили благодатной почвой для анализа состояния животного и корректировки методов его обучения.
Индивидуальность и интеллект
К современному взгляду на психологию подопечных зоология пришла в том числе благодаря наблюдениям британского этолога Джейн Гудолл за шимпанзе на протяжении более 40 лет.
Изучая их группу в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании, она подтвердила у них наличие выраженной индивидуальности, а также зачатков логического мышления.
Случаи, когда лани, обитающие в полувольных условиях, демонстрировали способность к простому решению задач – последовательному открыванию задвижек для доступа к корму – засвидетельствовали наличие у них элементов причинно-следственного мышления.
Подобные открытия, опровергают упрощённые представления об инстинктивности животных и доказывают, что многие виды обладают уникальным характером и когнитивным потенциалом, что требует индивидуального подхода в программах и тренировках.
В заключение
Современное обучение животных, будь то трепетные лани, чья история соседства с человеком уходит корнями в глубины веков; весёлые обезьяны, способности коих имеют предположительно наивысший потенциал для развития; или же другие обитатели современных зоопарков, вроде одомашненных видов лошадей, а точнее пони – все они представляют собой дивный синтез исторического опыта и данных передовой науки.
И лучшим достижением можно считать ту сложную, многогранную деятельность, направленную не на подавление воли, а на установление взаимопонимания, в основе которого лежит уважении к психологии и уникальным способностям наших соседей по планете.
Остались вопросы?
к нам